Неавтофокусные 35мм SLR-камеры Minolta. Часть 3.

Minolta XD/ XD 11/ XD 7
В 1977г компания Минолта выпустила камеру Minolta XD/ XD 11/ XD 7 (рис. 1 и 2) (смотри таблицу в Части 1). Камера была разработана корпоративно вместе с компанией Leica. Корпус XD стал основой при проектировании Leica R4, а позже прообразом для Leica R5, R6 и R7.

 

рис. 1. Minolta XD

Minolta XD совмещала три режима экспонирования (рис. 1):
— мануальный «М»
— приоритет апертуры «А» и
— приоритет выдержки «S».
Режим приоритета выдержки дублируется неким скрытым программным режимом, защищающим правильную экспозицию всякий раз, когда выбранный параметр не соответствует ни одному значению из доступного ряда апертур.
Чтобы воспользоваться режимом приоритета выдержки, барабан апертур объектива необходимо установить на минимальное отверстие. На новой линейке объективов Minolta Rokkor MD (Mediation Device), эта установка имеет замок, исключающий случайный сдвиг барабана апертуры (рис. 2).

рис. 2. Minolta XD 11 и XD 7

 
Некоторые особенности XD/ XD 11/ XD 7X:
— затвор: Copal с вертикальным движением металлических ламелей; электронное управление скоростями затвора от 1 до 1/1000с (бесступенчато) — для автоматического режима; от 1 до 1/1000с и «B» в ручном режиме; механические выдержки (без источника питания) «X» (1/100 сек) и «B»
— возможность дистанционного управления спуском затвора
— система окончательной проверки и коррекции правильности установки экспозиционных параметров в момент перед срабатыванием затвора (диафрагма при этом уже закрыта до действующего значения); эта система позже будет использоваться в Minolta X-700.
— яркий видоискатель, с охватом 94 % поля кадра и подробной информацией о выбранной диафрагме и выдержке; есть шторка окуляра 
— помимо штатного фокусировочного экрана PM доступно ещё 8 сменных экранов
— чувствительность TTL замера (центровзвешенного) EV1 — EV18; устаревшие к тому времени измерительные датчики на базе сернисто-кадмиевых фоторезисторов CdS (Minolta SR-T) заменили современными кремниевыми фотодиодами (SPD ячейки); их инерционность в 1000 раз меньше, а чувствительность гораздо выше, чем у CdS-датчиков
— возможность использования вайндера D со скоростью протяжки 2 кадра в секунду
— репетир диафрагмы
— «горячий башмак» и РС-синхроконтакт
— автоспуск с регулируемой задержкой от 2 до 10 секунд
— возможность мультиэкспонирования
— экспокоррекция от +/-2 EV.

рис. 3. Minolta XG-E/ XG 7/ XG 2

 

Minolta XG-E/ XG 7/ XG 2
Производство камер линейки Minolta XG началось в 1977 году, практически одновременно с запуском серии XD. Первой камерой этой линейки стала XG-E/ XG 7/ XG 2 (рис. 3). Аппарат значительно облегчён, как конструктивно, так и функционально по сравнению с Minolta XD. Любитель за приемлемую цену мог получить очень достойный прибор, обеспеченный двумя экспозиционными режимами: приоритет апертуры и мануальный. Присутствие источника питания обязательно.
В измерительной схеме в качестве светоприёмников по-старинке использовались сернисто-кадмиевые фоторезисторы CdS. Соответственно, её эффективный диапазон и оперативность не так велики, как у Минолты XD. Однако измерения в диапазоне EV 2-17 при ISO 100 с f/1.4 вполне приемлемы для большинства любителей. 
Все камеры XG серии имеют TTL центровзвешенный замер. 
Диапазон скоростей электронно-управляемого шторно-щелевого затвора с горизонтальным перемещением в фокальной плоскости матерчатых шторок 1- 1/1000с и В; скорость синхронизации электронной вспышки 1/60с.
Одной из новинок стал «сенсорный выключатель». Включение камеры основным выключателем запускало всю электронику и зажигало светодиоды. Однако спустя 15с электроника, если Вы к ней не приставали, уходила в целях экономии расхода батареи в спячку. Лёгкое касание спусковой кнопки мгновенно выводило её из ступора на те же 15с. 
Некоторые технические характеристики:
— фокусировочный экран PM-типа с клиновым устройством и кольцом микропризм*
— возможность дистанционного управления спуском затвора
— «горячий башмак» и РС-синхроконтакт
— электронный автоспуск с задержкой 10с, со светодиодной индикацией на передней панели камеры
— экспокоррекция от +2 до -2 EV
— возможность контроля батарей «ВС»
— возможность использования вайндера Winder G
— на аппарат можно установить датирующую крышку Data Back G.

*Интересно, что на одном из этапов производства XG-E/ XG 7/ XG 2, камера была доработана таким образом, что фокусировочный экран стал съёмным. Однако эта возможность никогда не рекламируются, и никакой альтернативы экрану PM типа не предлагалось.
Minolta XD-s

рис. 4. Minolta XD-s

 
В дополнение к модели XD11/XD7/XD, в 1979г Minolta выпустила камеру XD-s. Она была предназначена только для внутреннего японского рынка (рис. 4). На аппарате вместо шторки окуляра видоискателя установили регулятор диоптрийной коррекции (рис. 4).

рис. 5. Minolta XG 1

Minolta XG 1/ XG -1/ XG-1n 
XG 1 (рис. 5) – вторая камера в линейке XG, выпущенная в 1979г, предназначалась исключительно для внешнего рынка. 
Это бюджетное повторение XG-E с менее информативным дисплеем видоискателя и несъемной задней крышкой. 
В начале 1982 камера получила новый логотип Minolta на кожухе пентапризмы. Новое модельное обозначение теперь включало дефис: Minolta XG 1 стала XG -1 (рис. 6).

рис. 6. Minolta XG-1 и Minolta XG-1n

Позже, в том году, XG -1 была заменена моделью XG-1n (рис. 6) с новым проектом корпуса. На передней панели появился пластмассовый grip, и изменилось обрамление красного светодиода (сигнализация автоспуска). Несмотря на то, что многие каталоги классифицируют эту камеру, как Minolta XG-1n, гравировка на её передней панели осталась прежней XG -1 (рис. 6).
 

рис. 7. Minolta XG-SE

Minolta XG-SE
XG-SE (рис. 7) — исключительно экспортный вариант камеры был доступен на рынке в течение короткого периода времени (1979г). По существу это повторение XG-E с новым ярким фокусировочным экраном. С началом продаж следующей новой модели Minolta XG-S/ XG 9, выпуск XG-SE был прекращён.

рис. 8. Minolta XG-S/ XG 9

 

Minolta XG-S/ XG 9
В июле 1979 компания вновь порадовала своих поклонников новым аппаратом XG-S/ XG9 (рис. 8). Он пришёл на смену Минолте XG-E/ XG 7/ XG 2. Конструктивно новинка была очень близка к XG-E, однако имела несколько функциональных усовершенствований.
Во-первых, изменился видоискатель. Фокусировочный экран стал гораздо ярче. Благодаря системе ADR (aperture direct readout — прямое считывание действующего значения диафрагмы) в поле видоискателя появилось окошко со значением установленной апертуры (рис. 8).
Во-вторых, XG-S/ XG9 оборудована съёмной задней крышкой, давая владельцу возможность выбора между обычной крышкой или датирующей (Data Back G и Quartz Data Back G). Не менее важным событием в линейке XG – камер стало появление кнопки репетира диафрагмы (рис. 8).

рис. 9. Minolta XD-5

 
Minolta XD-5
В 1979г Minolta выпустила вторую модель в линейке XD. Аппарат назвали XD5 (рис. 9). Эта камера имела все те же особенности, что и Minolta XD/ XD 11/XD 7, за исключением возможности считывания апертуры в поле видоискателя. Кроме того, из конструкции исключили шторку окуляра видоискателя. Это, пожалуй, все значительные упрощения. Вся прочая механика и электроника XD5 идентична своему прообразу XD/ XD 11/ XD 7X.
 

рис. 10. Minolta X-7

 

Minolta X-7
В начале 1980г Minolta выпустила для внутреннего рынка аппарат X-7 (рис. 10). Его можно рассматривать как предельно упрощенную версию XG-E. Самый большой её недостаток – отсутствие барабана скоростей затвора. Вручную Вы можете установить лишь «bulb» или «Х». По сути дела это полуавтомат с одним режимом экспонирования – приоритет диафрагмы. Повлиять на процесс установки экспопараметров Вы можете, лишь прибегнув к экспокоррекции, и то лишь в пределах +/- 2EV.
В 1981 X-7 несколько изменил экстерьер. На его передней панели появился пластиковый grip.
В 1982г выпустили аналог камеры Х-7 с новым логотипом на кожухе пентапризмы (рис. 11).

 

 

 
 
рис. 11. Minolta Х-7 с новым логотипом на кожухе пентапризмы

Minolta XG-M и X-70
Экспортный вариант Minolta XG-M был представлен в 1981г, Японская версия этой камеры Minolta X-70 стала доступна на внутреннем рынке позже, только в 1982г.
XG-M/ X-70 (рис. 12) — топ-модель линейки XG. Это заново созданный проект аппарата, который заменил на рынке камеру XG 9. Новинка стала первой камерой, украшенной новым логотипом Minolta, который использовался на аппаратах компании до её слияния с Коникой в 2003г (рис. 12).
 

рис. 12. Minolta XG-M и X-70

 
Конструктивная основа Minolta XG-M послужила базой при создании всех поздних неавтофокусных SLR-камер компании. За счет увеличения прочности конструктивных узлов инженерам фирмы удалось значительно увеличить время наработки на отказ всего прибора. Minolta XG-M/ X-70 стала первой камерой линейки XG, допускающей использования, не только вайндера, но и моторного привода со скоростью протяжки до 3,5кадр/с. 
XG-M/ X-70, поддерживает два экспозиционных режима: приоритет диафрагмы и режим manual. Замер TTL, центровзвешенный.
Благодаря системе ADR (aperture direct readout) в поле видоискателя Вы можете видеть установленную апертуру. В правой части фокусировочного экрана – шкала выдержек со светодиодными индикаторами (рис. 12).
Диапазон скоростей электронно-управляемого шторно-щелевого затвора с горизонтальным перемещением в фокальной плоскости матерчатых шторок 1- 1/1000с и В; скорость синхронизации электронной вспышки 1/60с.
Имеется режим экспокоррекции в пределах +/- 2EV с шагом 0,5 EV.
 

рис. 13. Minolta X-700

Minolta X-700
Minolta X-700 (рис. 13) наиболее совершенная и, пожалуй, самая популярная модель компании. Её выпускали с 1981 по 2001г. По оценке EISA* она удостоилась звания «Европейская камера 1981 года».
*EISA — ассоциация европейских журналов по аудио- и видеотехнике (European Imaging and Sound Association). 
Minolta X-700 была построена на платформе XG-M. Она позиционировалась как наиболее совершенная из недорогих (до 200 долл. США) любительских зеркалок, и, несмотря на выпуск более дешёвых Х-570 и Х-300 (а в 1990-е годы и моделей с автофокусом), стала самой продаваемой камерой Minolta после хитов линейки SRT.

В отличие от XG-M, Minolta X-700 имеет три экспозиционных режима: приоритет диафрагмы «А», режим ручного управления «М» и режим «Р» программного автомата (рис. 13). Аббревиатура «MPS» на шильдике в правой части передней панели означает «Minolta Program System».

Некоторые технические характеристики Minolta X-700:
— электронно-управляемый шторно-щелевой затвор с горизонтальным перемещением в фокальной плоскости матерчатых шторок; затвор бесступенчато отрабатывает скорости от 1/1000 до 4с для режима приоритета диафрагмы или режима программы, и от 1/1000с до 1с и B для режима manual; скорость синхронизации электронной вспышки 1/60с; скорости затвора стабилизированы кварцевым генератором
— имеется режим экспокоррекции в пределах +/- 2EV с шагом 1 EV
— TTL-замер (взвешенный замер по нижним двум третям кадра); датчики в схеме измерения — кремниевые фотодиоды (SPD ячейки); диапазон экспозамера: от 1 до 18 EV (при нормальной температуре с объективом 50мм/1,4 для ASA 100)
— видоискатель с ярким штатным РМ экраном, оборудованным центральным клином и микропризменным кольцом; экран сменный (есть ещё 8 типов); индикация выдержки и диафрагмы
— автоматическое управление вспышкой в режиме TTL
— экспопамять (exposure lock)
— репетир диафрагмы 
— невозможность съёмки при разряженной батарее экспонометра, которая также приводит в действие затвор. 
— питание 3В литиевая батарейка LR88 или пару щелочных батарей LR44.
 

рис. 14. Minolta XG-A

 

Minolta XG-A
Поздняя (1982г) разновидность предельно упрощённой камеры Х-7 с новым логотипом на кожухе пентапризмы (рис. 14).

рис. 15. Minolta Х-500 и Х-570

 

Minolta Х-500/ Х-570
Х-500/ Х-570 (рис. 15) выпустили в апреле 1983 года, через два года после X-700, как менее дорогую альтернативу. Однако камера так никогда и не заслужила популярности старшей сестры. И, напрасно!
Секрет успеха Minolta Х-700 среди широких масс снимающей публики заключался в обладании ею программным автоматом, освобождающем мозги неофитов от «ненужных» раздумий над процессом съёмки. Всецело присоединяюсь к тем фотографам, которые никогда не используют программной автоматики, или используют очень редко, в жёстком цейтноте. Фотография — процесс творческий, а для тупой фиксации момента вполне достаточно мобильника. Кроме того, наличие усложнённой электроники, обслуживающей этот режим и обилие лишних исполнительных механизмов, уменьшает надежность прибора.
Так вот, у Х-500/ Х-570 упразднили программный автомат. За то добавили, бесспорно, важную функциональную новинку — индикацию в видоискателе (ручной режим) установленной оператором скорости затвора. Ни в линейке XD, ни в Минолте X-700 Вы такого не увидите. Т.е. Вам теперь не надо отрывать глаз от окуляра, чтобы переключить скорость затвора. При этом рекомендованная электроникой камеры выдержка отображается постоянно горящим светодиодом, а установленная вами – мигающим (рис. 15).

рис. 16. Minolta Х-600

 
Minolta Х-600
X-600 (рис. 16) – аппарат с электронным дальномером (звуковое подтверждение фокуса, индикатор правильной фокусировки в видоискателе). Предвестник автофокуса. Конструктивно и функционально аппарат очень близок к Minolta Х-370/ Х-300 (смотри ниже). Выпущен в 1983г. Встречается не часто.

рис. 17. Minolta Х-370/ Х-300

 
Minolta Х-370/ Х-300
На фоторынке аппарат увидели в 1984г. Его сделали в качестве альтернативы более дорогой камере X-500/ Х-570. Самое заметное конструктивное изменение, которое претерпела новинка – утрата классического барабана переключения скоростей затвора. Теперь механизм переключения скоростей закрыт кожухом, в окошке которого Вы видите лишь одну выдержку (рис. 17). Переключение скоростей осуществляется с помощью ребристого барабана, часть которого выступает на передней панели. Для этой операции фотограф использует указательный палец правой руки (рис. 17).

Некоторые технические характеристики Minolta Х-370/ Х-300:
— видоискатель: пентапризменный, обеспечивающий 95% поля визирования при увеличении х0,9, с объективом 50мм, установленным на бесконечность; коррекция окуляра -1D
— информация в видоискателе: значение выдержки; недодержка, передержка правильная экспозиция; индикатор готовности вспышки
— режимы экспонирования: приоритет диафрагмы и ручной
— затвор: электромагнитный, шторно-щелевой с горизонтальным движением матерчатых шторок, расположен в фокальной плоскости; выдержка изменяется бесступенчато в диапазоне 4с — 1/1000с – режим «А»; ручной режим «М» — 1с — 1/1000с и «B» (bulb); скорости затвора стабилизированы кварцевым генератором
— замер: TTL-центровзвешенный, кремниевые фотодиоды (SPD ячейки); диапазон экспозамера: от 1 до 18 EV (при нормальной температуре с объективом 50мм/1,4 для ASA 100)
— светочувствительность пленки: от 12 до 3200 ASA
— работа со вспышкой: режим TTL
— синхронизации со вспышкой: Х-синхронизация — 1/60 сек. 
— режимы протяжки пленки: протяжка пленки ручная, серийная при использовании моторного привода Motor Drive 1 (до 3,5 кадров/сек.) или Auto Winder G 
— автоспуск: задержка 10с, светоиндикация
— репетир диафрагмы: НЕТ.

рис. 18. Minolta Х-7A

 
Minolta Х-7A
Литера А в названии камеры не должна вводить Вас в заблуждение. Это не модификация Minolta Х-7, это совсем новая камера, которая появилась на свет в 1985г. Скорее она является разновидностью Minolta Х-370/ Х-300, отличаясь от неё лишь некоторыми изменениями (рис. 18).
 

рис. 19. Minolta Х-9

Minolta Х-9
В 1990г нам довелось увидеть последнюю высококлассную неавтофокусную камеру Minolta Х-9 (рис. 19). По сути дела это та же самая Minolta Х-370/ Х-300, если не считать двух важных доработок:
— благодаря оптической системе ADR (aperture direct readout), включённой в конструкцию Х-9, Вы можете видеть установленную апертуру в поле видоискателя (рис. 19)
— у Minolta Х-9 появился репетир диафрагмы.
 


рис. 20. Seagull DF-300

 
Minolta Х-370N/ Х-300s
Это разновидность Minolta Х-370/ Х-300 с небольшими вариантами конструктивных изменений (1990г). Изготовлялся аппарат в КНР. Занималась им шанхайская компания Seagull. Ещё в конце 80-х китайцы купили у Minolta лицензию на изготовление камеры Х-300 и с успехом стали делать её шанхайскую версию Seagull DF-300 (рис. 20). Видя, каким успехом пользуются китайские аппараты, Минолта отважилась доверить компании Seagull проведение в жизнь собственных проектов. И, не прогадала. Так появилась Minolta Х-370N/ Х-300s (рис. 21).

рис. 21. Minolta Х-370N и Х-300s

 
Правда, первое время японцы не допускали камеру на собственный рынок, отправляли её только на экспорт. Понадобилось пять лет, прежде чем аппарат Minolta Х-300s стали продавать в Японии (1995г).

Эта камера стала последней в неавтофокусном арсенале Минолты. 

Борис Бакст